Неточные совпадения
Лишившись собеседника, Левин продолжал разговор с помещиком, стараясь доказать ему, что всё затруднение происходит оттого, что мы не хотим знать свойств, привычек нашего рабочего; но помещик
был, как и все люди, самобытно и уединенно думающие, туг к
пониманию чужой мысли и особенно пристрастен к своей.
Она знала, что в области политики, философии богословия Алексей Александрович сомневался или отыскивал; но в вопросах искусства и поэзии, в особенности музыки,
понимания которой он
был совершенно лишен, у него
были самые определенные и твердые мнения.
И точно так же, как праздны и шатки
были бы заключения астрономов, не основанные на наблюдениях видимого неба по отношению к одному меридиану и одному горизонту, так праздны и шатки
были бы и мои заключения, не основанные на том
понимании добра, которое для всех всегда
было и
будет одинаково и которое открыто мне христианством и всегда в душе моей может
быть поверено.
Это
было выше его
понимания.
Вронский в эти три месяца, которые он провел с Анной за границей, сходясь с новыми людьми, всегда задавал себе вопрос о том, как это новое лицо посмотрит на его отношения к Анне, и большею частью встречал в мужчинах какое должно
понимание. Но если б его спросили и спросили тех, которые понимали «как должно», в чем состояло это
понимание, и он и они
были бы в большом затруднении.
Как ни низко он ценил способность
понимания искусства Голенищевым, как ни ничтожно
было то справедливое замечание о верности выражения лица Пилата как чиновника, как ни обидно могло бы ему показаться высказывание первого такого ничтожного замечания, тогда как не говорилось о важнейших, Михайлов
был в восхищении от этого замечания.
Пребывание в Петербурге казалось Вронскому еще тем тяжелее, что всё это время он видел в Анне какое-то новое, непонятное для него настроение. То она
была как будто влюблена в него, то она становилась холодна, раздражительна и непроницаема. Она чем-то мучалась и что-то скрывала от него и как будто не замечала тех оскорблений, которые отравляли его жизнь и для нее, с ее тонкостью
понимания, должны
были быть еще мучительнее.
Вообще же в эти последние дни он и сам как бы старался убежать от ясного и полного
понимания своего положения; иные насущные факты, требовавшие немедленного разъяснения, особенно тяготили его; но как рад бы он
был освободиться и убежать от иных забот, забвение которых грозило, впрочем, полною и неминуемою гибелью в его положении.
Ольга довоспиталась уже до строгого
понимания жизни; два существования, ее и Андрея, слились в одно русло; разгула диким страстям
быть не могло: все
было у них гармония и тишина.
Он не навязывал ей ученой техники, чтоб потом, с глупейшею из хвастливостей, гордиться «ученой женой». Если б у ней вырвалось в речи одно слово, даже намек на эту претензию, он покраснел бы пуще, чем когда бы она ответила тупым взглядом неведения на обыкновенный, в области знания, но еще недоступный для женского современного воспитания вопрос. Ему только хотелось, а ей вдвое, чтоб не
было ничего недоступного — не ведению, а ее
пониманию.
Не замечать этого она не могла: и не такие тонкие женщины, как она, умеют отличить дружескую преданность и угождения от нежного проявления другого чувства. Кокетства в ней допустить нельзя по верному
пониманию истинной, нелицемерной, никем не навеянной ей нравственности. Она
была выше этой пошлой слабости.
На лице его можно
было прочесть покойную уверенность в себе и
понимание других, выглядывавшие из глаз. «Пожил человек, знает жизнь и людей», — скажет о нем наблюдатель, и если не отнесет его к разряду особенных, высших натур, то еще менее к разряду натур наивных.
«У него
есть и вкус, и
понимание! — думал опять Райский, — уж не артист ли он, да притаился?»
Но особенно грустно мне
было припоминать ее глубоко удивленные взгляды, которые я часто заставал на себе во все наше время: в них сказывалось совершенное
понимание своей судьбы и ожидавшего ее будущего, так что мне самому даже бывало тяжело от этих взглядов, хотя, признаюсь, я в разговоры с ней тогда не пускался и третировал все это как-то свысока.
— Понимать-то можешь что-нибудь али еще нет? На вот, прочти, полюбуйся. — И, взяв со стола записку, она подала ее мне, а сама стала передо мной в ожидании. Я сейчас узнал руку Версилова,
было всего несколько строк: это
была записка к Катерине Николавне. Я вздрогнул, и
понимание мгновенно воротилось ко мне во всей силе. Вот содержание этой ужасной, безобразной, нелепой, разбойнической записки, слово в слово...
Так понимала жизнь Маслова, и при таком
понимании жизни она
была не только не последний, а очень важный человек.
Понимание действия Промысла Бога в этом мире зла и страдания должно
быть переоценено.
В широких философских наивных кругах торжествует релятивизм и историзм, в которых
есть доля правды по сравнению со старым статическим
пониманием истины, но
есть еще большая доля коренной лжи.
Уже
было сказано о различии античного и нового
понимания свободы.
Но это никак не может
быть оправдано материалистическим
пониманием истории.
Тот хаос, в который сейчас ввергнут мир и за ним мысль, должен
был бы привести к
пониманию неразрывной связи истины с существованием Логоса, Смысла.
Монизм
есть всегда возврат к языческому
пониманию государственной власти, дуализм же имеет христианское происхождение, он укреплен кровью мучеников.
Только настоящее
понимание может
быть освобождающим, оно избавляет от давящих отрицательных чувств, и следует вникнуть и нам, русским, и полякам, почему русской душе всегда так трудно
было полюбить душу польскую, почему польская душа с таким презрением относилась к душе русской?
Коллективизм
есть ложное
понимание общения и общности людей.
Не только сознание утонченно развитое, но и сознание более элементарное и мало развитое, должно
быть обеспокоено таинственным учением о Промысле,
пониманием Бога, как Господина и Управителя этого мира.
Есть два
понимания трансцендентного: или Бог, как трансцендирование моей ограниченности, или как таинственная, актуальная бесконечность, предполагающая отчужденность человеческой природы, ее внебожественность.
Поминание Бога, как самодостаточного и бездвижного существа,
есть ограниченная и отвлеченная рациональная мысль, такое
понимание не дано в духовном опыте, в котором отношения с Богом всегда драматичны.
Видите ли: хоть я и заявил выше (и, может
быть, слишком поспешно), что объясняться, извиняться и оправдывать героя моего не стану, но вижу, что нечто все же необходимо уяснить для дальнейшего
понимания рассказа.
Ракитин удивлялся на их восторженность и обидчиво злился, хотя и мог бы сообразить, что у обоих как раз сошлось все, что могло потрясти их души так, как случается это нечасто в жизни. Но Ракитин, умевший весьма чувствительно понимать все, что касалось его самого,
был очень груб в
понимании чувств и ощущений ближних своих — отчасти по молодой неопытности своей, а отчасти и по великому своему эгоизму.
Это
была, конечно, лишь дурная привычка дурного тона, свидетельствовавшая о низком воспитании, о пошло усвоенном с детства
понимании приличного.
Если прямо сказать, то
был он человек довольно-таки необразованный и даже беспечный в ясном
понимании пределов своей административной власти.
Довольно
было легкого намека, чтоб от последствия к последствию она доходила до того безбоязненного
понимания истины, которое тяжело ложится и на мужскую грудь.
Мой труд двигался медленно… много надобно времени для того, чтобы иная
быль отстоялась в прозрачную думу — неутешительную, грустную, но примиряющую
пониманием. Без этого может
быть искренность, но не может
быть истины!
Везде, где
есть меньшинство, предварившее
понимание масс и желающее осуществить ими понятую идею, если нет ни свободы речи, ни права собрания, —
будут составляться тайные общества.
Все эти вещи казались до того легки нашим друзьям, они так улыбались «французским» возражениям, что я
был на некоторое время подавлен ими и работал, и работал, чтоб дойти до отчетливого
понимания их философского jargon. [жаргона (фр.).]
Понимание христианского откровения зависит от структуры сознания, которое может
быть шире и уже, глубже и поверхностнее.
Мое
понимание христианства всегда
было эсхатологическим, и всякое другое
понимание мне всегда казалось искажением и приспособлением.
Но в неверном
понимании моей мысли меня объективируют, то
есть искажают.
Для
понимания сложности и хитрости человеческой души нужно прибавить: у меня это
было вроде того, как богатый человек чувствует, что совсем не дорожит материальными средствами.
С такого рода
пониманием смысла творчества связаны
были мои симпатии к романтизму и несимпатии к классицизму, хотя эти понятия я считаю условными.
Поэтому настоящая философия истории
есть философия истории эсхатологическая,
есть понимание исторического процесса в свете конца.
В конце XIX и начале XX века считали огромным достижением в познании человека, в
понимании писателей и разгадки написанных ими книг, когда открыли, что человек может скрывать себя в своей мысли и писать обратное тому, что он в действительности
есть.
Гениально у Н. Федорова то, что он, может
быть, первый сделал опыт активного
понимания Апокалипсиса и признал, что конец мира зависит и от активности человека.
Понимание Бога и Богочеловека-Христа как судьи и карателя
есть лишь выражение человеческого состояния, человеческой тьмы и ограниченности, а не истины о Боге и Богочеловеке-Христе.
У меня всегда
было символическое
понимание культа и плоти религиозной жизни и противление тому, что можно назвать наивным реализмом в религии.
Человек
есть существо бессознательно хитрое и недостаточно прямое, существо запутанное и не легко поддающееся
пониманию.
В моем
понимании и переживании христианства всегда
был сильный эсхатологический элемент.
Понимание и познание возможно лишь потому, что человек
есть микрокосм, что в нем раскрывается универсум и что судьба моего «я»
есть вместе с тем и судьба универсума.
Я начинал что-то путать. Острия ногтей все с большим нажимом входили в мою кожу, и последние проблески
понимания исчезали…
Была только зеленая искорка в противных глазах и пять горячих точек на голове. Ничего больше не
было…
Понимание Апокалипсиса
было у него совершенно пассивное.